Версия для слабовидящих
История

 Из истории освоения края...

1627г. - Отряд казаков под командованием атамана Максима Перфильева поднялся по Ангаре до правого её притока -- Илима и в устье его основал казачий стан. Это было первое поселение русских на землях Приангарья и Илима.

1629-1630г.г. - Отряд Ивана Галкина поставил первое зимовьё на правом берегу Илима. Так было положено начало Илимскому острогу.

1654г. - Воевода Оладьин пишет донесение, в котором сообщается о зарождении железоделательного производства на Илиме. Рудознатцу Шестачке Коршунову и Игнашке Бутакову поручено отправиться в путь. И они находят и привозят в Илимск руду.

Около 1664г. в верховьях Илима появилась деревня Шестакова в один двор, основанная Прохором Варфоломеевичем Шестаковым.

 Деревни в те годы назывались по имени основателя. К известному рудознатцу Шестачке Коршунову название деревни отношения не имеет.

1666г. - В районе деревни Шестакова была построена первая казённая домница, из которой при участии Ш. Коршунова было получено более 28 пудов нововарного кричного железа.

1793г. - В деревне Шестаковой побывал А.Н. Радищев, но место разработки железной руды местные жители ему не показали, боясь попасть в категорию приписных крестьян.

      Илим-река.

Илим-река -- приток Ангары. В документах 17 века назывался Ылимск (бурятское произношение Ылым). Предполагают, что это наследие якутского языка: Илим по-якутски означает "сеть". Илим - эвенкийское название, в переводе на русский язык "рыбная река". Длина Илима -- 600 км, площадь бассейна 23,1 тыс. кв.км. Здесь на огромные пространства простиралась тайга, и лишь на берегах Илима и его притоках встречались часто населенные пункты. Река Илим -- самая крупная река Нижнеилимского района. Вблизи деревни Шестаковой в реку Илим впадает речка Коршуниха, пересекающая рудное месторождение.

В Илиме было очень много рыбы -- щука, налим, таймень, сорога, ленок, окунь, елец, макчон и др.

              Шестаковский солеваренный завод.

Деревня Шестакова ничем особенным не выделялась среди других илимских деревень. Разве только тем, что там был солеваренный завод, где из природного источника выпаривали за год до 200 пудов соли, которую в давние времена возили даже в Енисейск.

Соль на Илиме добывали с незапамятных времен. Первые жители Шестаковой для домашнего употребления выпаривали соль в обыкновенных горшках. Из одного ведра рассола получалось пять фунтов соли, то есть 2 кг.

Газета "Сибирь" от 24 сентября 1878 года писала: "Главнейшее богатство илимских окрестностей -- два соляных источника, находящихся вблизи села Шестаково. Оба этих источника по своему местоположению изолированы от притока пресной воды, исключая время весеннего половодья, когда они на 10-15 дней заливаются рекой. Затем лето и зиму они в виде фонтанчика бьют из берега. По содержанию соли это самое богатое месторождение в Сибири. По всем признакам рядом должны находиться залежи каменной соли.

Варка соли была для Шестаковских крестьян всего лишь подсобным промыслом вроде охоты и рыбалки. О промышленной добыче соли до 1880 года ничего не известно.

31 октября 1881г. – участок, находящийся в восточной стороне от Шестаково, разработанный крестьянами Шестаковского селения, отдан в 25-летнее арендное содержание «Торговому дому братьев Бутиных» под устройство сользавода при илимских соляных источниках.

После оформления аренды земли сользавод был построен силами рабочих Николаевского железоделательного завода и местных крестьян. На заводе работала варница баварской системы. В первые три года на заводе было добыто 73690 пудов соли (1179 тонн).

В 1882г. – Илимскую соль послали в г. Москву на промышленно-художественную выставку. Эксперты отдельно отметили качество Шестаковского продукта.

К 1911-1917 гг. производство соли сократилось до 320 тонн в год. Расширением завода никто не занимался, как не занимались разведкой залежей каменной соли.

В годы Советской власти соляное дело не забросили, но и не укрупнили. Те же самые постройки, варница, насосы, приходящие в движение с помощью двух лошадей, ходящих по кругу и качающих рассол. На 1 декабря 1921г. на заводе работало всего 20 человек.

Во время Великой Отечественной войны завод работал и выпускал 200 тонн соли в год. После войны через Шестаково прошла железная дорога. Одна из опор железнодорожного моста стала как раз на то место, где стоял сользавод. На этом закончиласьистория Илимского солеваренного завода, просуществовавшего 70 лет. Там, где когда-то добывали соль, сейчас стоит мост через Илим

             п. Шестаково до затопления.

   

Поселок Шестаково имел три типа жилых домов, соответствующих разным периодам застройки.

Первый период – улицы Ворошилова и Колхозная – бывшие деревни Шестакова и Березова старинной сибирской застройки. Строения крупные, но очень старые. Так, у дома № 19 по ул. Ворошилова (владелец Болгов И.Ф.) на кранштейне была вырезана дата постройки – 1818г., то есть к моменту сноса дома в 1975г. ему исполнилось 157 лет! К сожалению, ни фотографии, ни самого дома не сохранилось.

Второй период – 1947-1951гг. – годы строительства железной дороги Тайшет-Лена. Индивидуальных жилых домов почти не было. Государственные строения – это бараки строителей железной дороги и поселок работников железной дороги из типовых двухквартирных деревянных Брусовых домов.

В поселке железнодорожников находилась двухэтажная каменная школа на 400 учащихся, деревянная брусовая больница на 100 коек, построенные в 1949-1953гг.

Третий период застройки поселка относится к 1959-1964гг., когда шло строительство за счет переноса жилых домов колхозников из деревень Аталонова и Голикова.

В 1939г. в Шестаковой было 68 дворов, которые имели всего 268 га пашни, по 4 га на двор. В одном километре от Шестаковой ниже по течению Илима за речкой Коршунихой на том же правом берегу находилась деревня Березова с 18 дворами. Долина Илима здесь имела небольшое расширение, что и позволило построить в Шестаковой железнодорожную станцию с депо и самый большой в районе поселок железнодорожников под названием Илим, который объединил обе деревни, а затем превратил оба населенных пункта в рабочий поселокШестаково. До прихода в Шестакову железной дороги связь с внешним миром осуществлялась только по реке или по таежным тропам.

Железная дорога круто изменила жизнь Шестаковой. Здесь расположилась самая крупная на перегоне Братск-Лена железнодорожная станция.

С 1958г. стали организовываться леспромхозы.

В 1961г. открывается Илимский участок Заярского леспромхоза комбината «Братсклес», который с 1962г.реорганизуется в самостоятельный Шестаковский леспромхоз комбината «Леналес».

1975 год – год затопления поселка Шестаково.

Все объекты железной дороги были построены в зоне затопления водохранилища. Всех семей работников железнодорожного транспорта в затопляемой части поселка проживало 339. Кроме того, здесь же находилась железнодорожная больница с числом работающих 79 и железнодорожная школа № 102 – 37 человек. Жильцы переселялись в г.Железногорск, п.Суворовский, а 112 семей домовладельцев п.Шестаково вообще выехали за пределы района.

Ни одно строение, принадлежащее железнодорожному ведомству, не было перенесоне. Каменные здания были разрушены на месте, деревянные либо сожжены, либо проданы на снос.

Переселение семей началось в 1972 году в дома, построенные на станции Среднеилимская, переехало 68 семей. Закончено было переселение буквально накануне затопления территории пос.Шестаково.

Кроме железнодорожников на базе поселка находились подсобное хозяйство Коршуновского ГОКа, организованного в 1965г из полуразвалившегося колхоза, Шестаковский и Суворово-Ангарский леспромхозы, а также Коршуновский и Донецкий ЛПХ. Работники Шестаковского и Суворово-Ангарского ЛПХ были расселены в поселки, построенные по рельефу выше зоны затопления. Коршуновский ЛПХ был ликвидирован, а для рабочих Донецкого ЛПХ в черте г.Железногорска были построены жилые дома. Кроме вышеперечисленных, в Шестаково и на Буканке находились лагеря заключенных, строивших железную дорогу Тайшет-Лена. Перед затоплением военнослужащих офицерского состава вместе с контингентом лагерей перевели в Братск, Вихоревку или Усть-Илимск.

Итак, в 1975-1976гг. в зону затопления попали старый пос.Шестаково, все объекты железной дороги – участок пути длиной 5 км и ж/д мост через реку Илим длиной 155м, кирпичное здание школы № 102 (построенное в 1950г.), здание железнодорожной больницы (1952г), в которой после освобождения работал врачом Павел Александрович Даль, осужденный по делу об убийстве М.Горького.

В январе 1976г. начался подъем воды в Илиме в Шестаковой. В апреле затопило ул.Ворошилова, т.е. непосредственно старинную деревню Шестакову, деревню Березову и территорию поселка железнодорожников, так называемый ПГС – поселок гражданского строительства.

Деревня Шестакова просуществовала до затопления 311 лет.

Глубина водохранилища по руслу реки в районе Шестаково – 18 метров.

К моменту затопления здания почти все были не пригодны для повторного переноса.

В это же время на незатопляемых отмелях началось строительство поселков Суворово-Ангарского и Шестаковского леспромхозов.

Так как в результате затопления русло Илима и прилегающие территории уходили под воду и в том числе старый ж/д мост, было принято решение о строительстве нового моста через реку Илим. Старый мост построен в1951г.. Длина моста – 155м. Новый мост построен в 1975г. Длина моста 300м.

 

Дата создания: 28-01-2014
Дата последнего изменения: 16-09-2016
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: